
- Содержание:
- Характеристики профилированного кровельного листа
- Разновидности навесов из металлопрофиля
- Как построить навес самостоятельно
- Общие советы и рекомендации по строительству навеса
- Заключение
Построить навес из металлопрофиля не представляется сложной задачей, особенно при выборе простых односкатных или двухскатных конструкций. При самостоятельном возведении укрытия для автомобиля необходимо заранее определиться с материалами, их размерными параметрами, а также используемыми инструментами – сделать это можно на этапе проектирования, составления плана и чертежа. В этой статье мы подробно рассмотрим самые распространенные разновидности навесов из профлиста, чтобы вы могли своими руками создать укромное место, защищающее транспорт от дождя, солнечных лучей и снега.
Характеристики профилированного кровельного листа
Металлопрофиль располагает хорошими свойствами для использования его в качестве кровельного или обливочного материала. Такие листы изготавливаются и стали методом горячей или холодной прокатки, проходя процесс профилирования, в ходе которого металлопрокат приобретает специфическую форму – рельефную конструкцию, имеющую оребрение.
Ребра жесткости и толщина являются одними из основных критериев деления профнастила на различные виды, каждый из которых имеют свою уникальную маркировку:
- Н – несущий профильный лист. Отличается повышенной прочностью благодаря своей толщине, составляющей 0,75-1 мм, а также наличию бороздок с высотой профиля от 57 до 114 мм. Представляется достаточно тяжелым профнастилом, отвечающим высокой надежности, в связи с чем применяется для организации плоских кровель и перекрытий;
- С – стеновой профлист. Более тонкий лист толщиной 0,3-0,75 мм с высотой волны от 8 до 35 мм. Предназначен для облицовки стен и возведения заборов, не подходит под нагружаемые конструкции за счет низкого запаса прочности, зато хорош в качестве материала под некоторые элементы кровли, включая уголки и козырьки;
- НС – универсальный кровельный профиль. Промежуточное звено между представленными выше марками. Толщина листа 0,4-0,75 мм с высотой волны до 44 мм. Располагает уникальной конфигурацией ребер жесткости, за счет чего имеет неплохую прочность для применения в качестве материала под пологие и скатные крыши.
Каждая из разновидностей оцинковывается для того, чтобы гарантировать высокую стойкость к коррозии. Поверх слоя цинка накладывается то или иное полимерное покрытие (полиэстер, пластизол или ПВДФ), защищающее изделие от выцветания, механических воздействий, высоких и пониженных температур, а также прямого контакта с водой.
Разновидности навесов из металлопрофиля
Возводимый навес может иметь различные конструкции, отличающиеся в зависимости от той или иной опорной и стропильной системы. Выбор обуславливается не столько назначением сооружения, предполагающим место под парковку одного или нескольких транспортных средств, но и размерными требованиями, а также близостью к рядом стоящему дому или другому строению.
Разновидность опорной системы, как раз таки, подбирается с учетом удаленности навеса от других сооружений, в связи с чем она может пристраиваться к ним, либо стоять отдельно:
- Стоящий отдельно – всем своим весом опирается на вертикальные опоры конструкции;
- Пристроенный – крепится одной или несколькими сторонами к стене здания, строения или ограждения. Свободные стороны могут потребовать дополнительной опоры, уходящей вертикальным образом в землю.
Стропильная система отвечает за форму кровли, которая может быть плоской односкатной или угловой двускатной – разберем каждый вариант в деталях.
Односкатный навес
Простая конструкция навеса, в котором одна сторона находится под наклоном и располагается ниже. Каждая из сторон может иметь опору, например, в лице несущей стены дома. Более практичным и эстетичным вариантом считается крепление более высокого края к опоре. Односкатная стропильная система представляется хорошим выбором, когда нужно построить несложный навес небольшой или средней площади – на нем не задерживается вода и снег, однако придется рассмотреть способ отвода воды, чтобы она не размыла грунт на территории. Если требуется построить навес больших размеров или в вашем регионе нередки сильные порывы ветра и большое количество снежных осадков, то для стропильной системы подбирается крестовая, перекрестная или раскосная ферма-обрешетка из профильной трубы 40х40 мм с толщиной стенки 2 мм. Треугольная и прямая фермы, в свою очередь, представляются не лучшими вариантами в случае, если предполагается высокая нагрузка на конструкцию.
Двускатный навес
Представляет из себя два плоских ската, соединенных в верхней части углом на коньке – визуально выглядит как стандартная крыша. Процесс строительства в этом случае требует больше работы, но окончательный результат оправдывается лучшими прочностными показателями, большей площадью охвата и возможностью использования более простых ферм-обрешеток, например, тех же треугольных (она же елочка). Такие разновидности чаще всего являются отдельностоящими – их опора осуществляется на вертикальных стойках (столбах), число которых зависит от длины конструкции. Чаще всего для стоянки одного-двух автомобилей задействуется не больше трех столбов с каждой стороны при общей длине ригеля (балки) 6 м. В таком случаи фермы располагаются друг от друга с шагом 1,5 м, их общее число не превышает 5 штук. Необходимо усилить конструкцию подригельной фермой простейшей конфигурации для того, чтобы предостеречь навес от обрушения в случае повышенных нагрузок.
Как построить навес самостоятельно
Для того, чтобы своими руками соорудить навес из металлопрофиля, необходимо провести точный расчет планируемой конструкции. Наиболее распространенным типом выступает односкатный навес, не требующий задействования специального оборудования и помощи специалистов. Помните, что от проведенного расчета зависит выбор материалов и их размеров, а также общая стоимость сооружения.
Подготовка площадки и земельные работы
Выбирая подходящее место под навес, рекомендуется отдать предпочтение легкой возвышенности – это облегчит решение вопроса с дренажной системой и предостережет от необходимости строительства ливневой канализации. Также важно, чтобы подобранное место (если оно водружается для укрытия автомобиля) было доступно и удобно для заезда транспорта, что не только отражается на вашем личном удобстве, но и помогает более простому завозу и разгрузке стройматериалов.
Предварительно убедитесь, что под выбранной площадкой не пролегают важные трубопроводы и другие коммуникации, либо в точности определите место их расположения. Территория подготавливается посредством ее очищения от всего лишнего: нужно демонтировать существующие постройки, убрать мусор, избавиться от кустарников и другой растительности, а также снять слой грунта для дальнейшей заливки асфальта, при ином раскладе последний пункт можно пропустить.
Стандартными размерами навеса выступают значения 6х6 метров высотой в 3 метра – этого достаточно для парковки двух машин или «Газели». Другие важные параметры при выборе этих размеров включают:
- 9 опорных столбов из профильной трубы 80х80 мм;
- 3 перекладины, идущих поперечно – 40х80 мм;
- Фермы 25х25 для создания обрешетки.
Шаг ферм и обрешетки выбирается на основе кровельных материалов – обычно он не превышает 1,5 м при наличии 5-ти ферм-обрешеток. Для прогибающегося поликарбоната его необходимо уменьшить, в то время как кровля из металлического профиля выдержит большую нагрузку и не прогнется под толщей снега.
Необходимые материалы
Размерные характеристики подбираемых материалов основываются на конфигурации выбранной конструкции и разняться от случая к случаю. Возьмем в качестве примера представленные значения профильных труб, в частности 80х80 мм с толщиной стенок 2 мм – их будет вполне достаточно для построения вертикальной опоры, принимающую на себя основную нагрузку. Для горизонтальных перекладин в таком случае подбираются размеры 60х60 мм, либо 40х60 мм. Построение ферм предполагает применение более тонких труб от 20х25 мм.
Важно сделать акцент на выборе кровельного материала – наиболее оптимальным в отношении цены/качества вариантом является профильный кровельный лист. Рекомендуем остановиться на марке «Н», относящейся к категории «несущих» профлистов повышенной нагрузки. Можно выбрать и более универсальный металлопрофиль марки «НС», показатели которого также подойдут для кровельного применения.
Приведем стандартный список инструментов для того, чтобы самостоятельно сделать навес из металлопрофиля:
- Лопата;
- Лом;
- Шуруповерт;
- Сварочный аппарат;
- Дрель или перфоратор, а также сверла к нему;
- Болгарка;
- Строительный уголок, уровень и рулетка;
- Болты, шайбы и кровельный крепеж с прокладками;
- Профильные трубы и профнастил;
- Компоненты для разведения цементного раствора;
- Щебень мелкой фракции.
Закупайте материалы в соответствии с чертежом и не скупитесь на дополнительные 5% сверху, которые могут выручить вас при возникновении непредвиденных ситуаций. Не забывайте о дополнительных материалах в лице саморезов и болтов, а также других расходников.
Сооружение каркаса навеса
Первым делом формируется фундамент, однако более частым вариантом выступает бутование стоек, оно же «сухое бетонирование». В таком случае грунтовые воды буду проходить сквозь засыпку, а зимой с ней ничего плохо не случится, ведь иногда бетонные заливки выскакивают под давлением замершего грунта – в любом случае, выбор того или иного варианта зависит от конкретного случая.
Для бутования стоек нужно выкопать отверстие, ширина которого будет на 12-15 см шире диаметра столба. На дно помещается дренажная подушка, состоящая из песочно-щебневого состава с добавлением керамзита, все это дело утрамбовывается доскональным образом с помощью лома. На трубу с обеих сторон помещается заглушка, чтобы внутрь нее не затекла вода, затем опора помещается в подготовленное отверстие. Пока помощник держит стойку под прямым углом, орудуя уровнем, другой работник сверху засыпает песок и щебень послойным образом (10-15 см каждый) и уплотняет смесь подручным инструментом. В завершении необходимо укрепить опору бетоном.
После возведения опорной системы наступает этап строительства каркаса:
- На опоры при помощи сварочного аппарата присоединяются поперечины;
- В заданном месте сваривается ферма-обрешетка выбранной конфигурации;
- Готовая обрешетка общими усилиями поднимается к опорно-поперечной конструкции и приваривается, образуя цельный каркас.
Стоит отметить, что обрешетка может собираться как на земле, так и на самой опорной конструкции – удобнее всего придерживаться первого варианта, поскольку таким образом легче выдержать правильную форму.
Осталось только посадить профильные листы на фермы-обрешетки и надежно зафиксировать их крепежом, при этом нужно определить нахлест:
- Если угол меньше 15 градусов, то нахлест должен быть не менее 200 мм и в две волны;
- При угле менее 30 градусов нахлест формируется 150-200 мм в зависимости от ширины волны;
- Угол больше 30 градусов означает, что величина нахлеста будет измеряться от 100 мм.
Выбор величины шага крепления профнастила основывается на конкретной разновидности листа, а точнее его марки, поскольку все они различаются оребрением. Расстояние между стропилами по стандарту находятся в диапазоне 600-900 мм. В процессе закручивания все саморезы должны завинчиваться под прямым углом. Их расположение тоже имеет значение – лучше всего закручивать их в шахматном порядке, размещая точки крепления высоких профнастилов через одну волну, а низких через две. При этом торцевая сторона требует закручивание креплений в каждую обрешетку.
Общие советы и рекомендации по строительству навеса
При строительстве навеса, предназначенного как для автомобиля, так и для террасы или веранды, следует учитывать несколько общих советов и рекомендаций:
- Планирование и проектирование – определите конструктивную цель навеса и его размеры, разработав план и чертеж конструкции, в котором определен подходящий угол наклона, запас прочности и конфигурации опорной и стропильной системы;
- Выбор места – подберите оптимальное место, продумав такие моменты, как отвод дождевой воды, удобный въезд для автомобиля, отсутствие скрытых подземных коммуникаций, а также возможность для опоры к несущему зданию, постройки или ограждению;
- Материалы и инструменты – подберите профильные трубы и профнастил в соответствии со схемой чертежа, заранее подготовьте сварочное оборудование, крепеж и расходные материалы;
- Фундамент – уделите особое внимание фундаменту, проведя бетонирование или бутование опорных стоек.
В процессе подготовительных и монтажных работ не забывайте про технику безопасности для того, чтобы избежать травмирования – существует множество случаев, когда при отгрузке профильных листов принимающие схватывались за профнастил таким образом, что после нескоординированных резких движений получали глубокие порезы в локтевой части руки. Предусмотрите подобные моменты и обеспечьте безопасность всех участников строительного процесса как на земле, так и на высоте. Не пренебрегайте использованию защитных средств в лице перчаток и очков, особенно при работе со сваркой и металлическими материалами.
Заключение
Самостоятельное строительство навеса из металлического профиля представляется несложной задачей, но требует чуткого подхода, поскольку нередки ситуации, когда спустя несколько месяцев сооружение просто-напросто складывается из-за сильных порывов ветра или больших объемов снега. Чтобы избежать этого, важно уделить должное внимание этапу проектирования, создав надежную конструкцию и протестировав ее прочность на виртуальных калькуляторах. Для формирования надежной навесной постройки используйте в качестве кровельного материала профильный лист, предназначенный специально для защиты отведенного места от осадков, солнечного излучения и ветренной погоды.